“Sleppet” reviewed by Maeror3

Sleppet
Родные русской душе березы и буреломы ельника (ставшие в массовом сознании такой же неотъемлемой частью русского космоса, как матрешки и балалайка), украшают обложку альбома немецкого экспериментатора Марка Беренса, названного «Sleppet» и к России никакого отношения не имеющего, хотя и записанного в стране, природные условия которой мы можем отчасти принять за «свои» – в Норвегии. Ð’ 2007 году Марк, в компании своих друзей, не менее известных артистов (стоит отметить имена Стива Родена и Наташи Барретт, их вариации на тему северных ландшафтов я бы послушал с не меньшим удовольствием) совершил десятидневное путешествие по этой стране, фиксируя образы и звуки. И образы, и звуки вполне понятны, если прочитать названия композиций – вроде как Беренс заранее раскрывает карты, но не стоит спешить с выводами, и чайки, и ледники предстают здесь подчас не тем, чем они кажутся.

Звуки природы и человеческой деятельности, уловленные на леднике Бренндалсбрин, на пустынном острове Утвар (которому посвятили целую серию релизов «Nurse With Wound») и в других местах, образуют аккуратные композиции, в которых в равных долях представлена глубочайшая тишина заповедных мест и напористая, подчас безжизненно суровая экспрессия. Начинается «Sleppet» с фонового шума и криков чаек – ну казалось бы, что может быть проще? Но эти вытянутые между стереоканалами крики и эти тихие щелчки заставляют картинку реальности странным образом искажаться, делают ее размытой, преломляя через стекляшки сломанного калейдоскопа. «Avalanches, Water And Stones» – самая приближенная к естественной среде композиция, завлекательное действо на склоне горы или холма, включающее в себя миллионы мелких камешков, с шумом скатывающихся вниз, звуки воды, падающей на широкие листья, звуки долгих попыток человека подняться по этому склону и финальные, победные щелчки затвора фотокамеры, теряющиеся в шорохе каменных гранул. Лед всегда поставлял музыкантам массу интересных звуков, и манипуляции Беренса с этой субстанцией не дают повода усомниться как в потенциале материала, так и в потенциале автора. «Glacier» – треск расколотого льда, трение плит, изломы, щелчки и усиление шумовой составляющей, неагрессивные, но эффективные попытки представить природу льда в полной мере. Плюс много других звуков: шаги, ломающиеся под ногами ветки, шуршавшие листья, ветер.

Звуки человеческой деятельности присутствуют на всех треках альбома, но на трех из них они представлены на расстоянии. Где-то вдалеке прогудит поезд и громыхнут колоса, то прокатится за углом тележка, то эхо донесет голоса. Но в основном природа оставалась нетронутой. В «Sheep And Industry» природы же нет вообще – мы попадаем в цех, некую ремонтную мастерскую, где с истеричным визгом циркулярные пилы делят на части металл и дерево, где все постоянно движется, шумит и гудит, образуя свой ритм и свою музыку, чужую для природы, о которой Марк рассказывал до этого. Или это природа стала чужой для современного мира? Стоит об этом думать или нет – решать вам, скажу только, что «Sleppet» может занять ваше время не только размышлениями на эту тему.

P.S. Небольшая деталь, не имеющая отношения ко всему тексту – этот диск создан и издан при поддержке «Deutschlandradio Kultur», где эти пьесы и были презентованы в 2008 году. На нашем радио представить подобное не просто трудно – невозможно, что вызывает и зависть, и печаль… Сергей Орешкин

via Maeror3